Андрей Гордасевич и Нильс Крауер


БЫСТРОЕ ЗОЛОТО


За кулисами золотодобычи в Мадре-де-Диос, Перу
Quickgold / «Быстрое золото» — это рассказ о том, откуда берется золото, давно ставшее символом богатства, и кто занимается золотодобычей. В основе этой визуальной истории — жизнь старателей в джунглях Перу, в провинции Мадре-де-Диос, но всё рассказанное имеет и более широкий смысл. Название «Quickgold» объединяет слова «золото» (gold) и «ртуть» (quicksilver), которую используют в процессе добычи золота.

«Быстрое золото» — совместный проект российского фотографа Андрея Гордасевича и швейцарского социолога Нильса Крауера.
Фотографии не отражают реальности, тексты не описывают окружающее... Фотограф — лишь оболочка пытливого глаза.
Хулио дель Валле, профессор PUCP, Перу
Панорама золотодобычи, регион Рио-Пукири
Золото, которое известно нам в форме дорогих объектов, появляется из обычной на вид почвы и начинает блестеть, буквально стряхнув с себя грязь. Мелкие старатели производят до 20% мирового объема золота, но этот тип золотодобычи создает 90% рабочих мест для более чем 100 миллионов человек во всем мире. Как правило, мелкие старатели бедны и считаются маргиналами. Работая нелегально, они получают возможность более высокого заработка, но неконтролируемая эксплуатация природных ресурсов приводит к социальным и природным катаклизмам.
За кулисами золотодобычи мы изучаем будни старателей, их истории и обычаи. Мы не пытаемся осудить или оправдать кого-либо и полагаем, что за процессом добычи золота стоит человеческая жизнь, достойная наблюдения и понимания.
Дядя Кока (72) занимается золотодобычей с 16 лет, его пальцы не гнутся от подагры
Добыча золота — ручной труд. Отпечаток, который она оставляет на природе и людях, по сути отпечаток рук, который также может служить идентификации личности. Другая тема, связанная с идентификацией, — это тема наследия инков, в жизни которых золото играло культовую роль. В «Быстром золоте» корни цивилизации инков прослеживаются не в историческом ключе, а через отголоски этой культуры в современных людях и окружающих их объектах и природе.
 
 
 
 
Конец рабочего дня: старатели в Рио-Пукири собирают золотоносный песок, вытрясая его из ворса ковров
 
 
 
 
Конец рабочего дня: старатели в Рио-Пукири собирают золотоносный песок, вытрясая его из ворса ковров
Сознательно или нет, современные старатели продолжают эксплуатировать ту же землю, что и столетия назад. В некоторых районах Перу наследие инков почти не ощущается из-за экспансии католической церкви после прихода конкистадоров, однако лагеря старателей в провинции Мадре-де-Диос до сих пор находятся под сильным влиянием доколониальных культур. Большинство золотоискателей — мигранты из горных районов Куско и Пуно, которые в прошлом были центрами цивилизации инков. В верованиях старателей поэтому традиции инков смешиваются с католицизмом и сосуществуют с ним в форме синкретизма.
Амулет на 100 дней индульгенции, Перу, 1877
Во всех королевских домах имелись сады, в которых инка отдыхал. Там высаживались все красивые и видные деревья, цветы, пахучие и красивые растения, которые имелись в том королевстве, а по их подобию и в натуральную величину из золота и серебра изготовлялись многие деревья и другие мелкие растения со своими листьями, цветами и плодами: одни из них еще только распускались, другие наполовину созрели, другие полностью достигли своего размера. Среди этого и другого великолепия имелись поля маиса, имитированные в натуральную величину со своими листьями, початками и стеблями, со своими корнями и цветами. Также имелись малые и крупные животные, изображенные и отлитые из золота и серебра, как-то: кролики, мыши, ящерицы, змеи, бабочки, лисы, дикие коты, ибо у них не было домашних котов. Имелись и всевозможные птицы: одни сидели на деревьях, словно бы они пели, другие как бы порхали и пили нектар из цветов. Имелись олени и лани, львы и тигры и все остальные животные и птицы, которые обитали на земле, каждый экземпляр на своем месте, чтобы лучше повторить его натуральный вид. Среди прочего великолепия имелись кучи и груды наколотых дров, сделанных в натуральную величину из золота и серебра, словно бы они хранились для служебных нужд домов.

Инка Гарсиласо де ла Вега
(1539–1616)
«История государства инков»

Перуанцы называют свою страну pais minero, «страна-старатель». Добыча и обработка золота — основа жизни в провинции Мадре-де-Диос. В ее реках золото находят в виде мельчайших частиц, которые вода принесла сюда со склонов Анд в результате естественного распада. В отличие от золотых жил в горах, где золото выбивают из скальника, в долинах речной грунт размывают водой на драге, покрытой коврами. Камни отбрасываются, а в ворсе ковров собирается золотоносный песок «аренийя».
Старатели снимают ковры с драги, регион Рио-Мадре-де-Диос
Чтобы экстрагировать золото из песка, в него подмешивают ртуть, которая связывает золотые частицы и формируется в шарик-амальгаму. Затем этот ртутно-золотой шар помещается в реторту и нагревается газовой горелкой. Ртуть испаряется, а золото остается в чистом виде. За год в Мадре-де-Диос на площади около 85 тысяч квадратных километров 60 тысяч старателей добывают до 20 тонн золота. 15% золота в Перу добывается нелегальным путем, и доходы от этого вдвое превосходят доходы от наркоторговли. Из-за противоречивого законодательства в Мадре-де-Диос сегодня не может легализоваться ни один из старателей.
Рио-Мадре-де-Диос
«Говорят, что ртуть отравляет и разрушает мозг, но это неправда. Я этого не ощущаю. Мы пили ртуть, чтобы избавиться от одиночества. Я глотал ее и забывал о проблемах».
Дон Клаудио
58, родился в Куско

Дон Клаудио:
«Мне было тогда 12 лет, и за фермерскую работу мне платили несколько центов в день. Говорили, что в джунглях можно заработать больше, и я отправился в джунгли. Меня взял с собой один знакомый. Но климат оказался не для меня: жара, москиты, мухи — все это страшно доставало. Я уехал, но позже снова вернулся в джунгли и приобрел эту концессию. Это было в 1978 году. Теперь я уже привык».
Дон Клаудио проверяет грунт на количество золотых частиц
Человек смешивает голыми ногами ртуть с песком в бочке
Старатели-одиночки трудятся с самым простым инструментом и поэтому работают только при дневном свете. На моторизованной добыче работа идет круглосуточно, в две смены по 12 часов.
Шлепки старателя, провинция Мадре-де-Диос
«Голова еще может укусить», — говорит дон Клаудио, убив ядовитую змею мачете
Донна Сара:
«Когда мы видим черепаху или змею, это означает, что золота не будет или будет очень мало. Говорят, если ты встретил змею, ее нужно убить, иначе с тобой случится что-то скверное. Здесь люди верят в это».
Молодые старатели снова устанавливают двигатель, спрятанный до этого от полиции
Рио-Пукири
«Если ты видишь что-то, что могло бы быть золотом, хватай это, даже если оно похоже на змею, даже если оно похоже на саранчу, хватай скорей. Если удача с тобой, золото придет само».
Дон Лауро
Усатый, 53, родился в Хунине

Дон Лауро:
«Здесь мы равны. Мы одна семья. Когда мы вытряхиваем золотой песок из ковров, я отдыхаю от рабочего стресса. Парни шутят, мы болтаем о всякой всячине, и мы все вместе. И очень важно, что мы работаем с удовольствием и всё делаем правильно».
Золотые частицы оседают в ворсе ковров, по которым течёт размытый водой грунт
В конце рабочего дня старатели вытряхивают ковры, в ворсе которых скопилась грязь с золотом, — они называют это моментом истины. Затем они промывают грязь, чтобы оставить лишь концентрированный песок с золотыми частицами, который они называют «аренийя». Далее в этот песок добавляют ртуть, чтобы экстрагировать золото. Старатели уважают иерархию, даже когда идут выпить в бар. Обычно простые работяги не общаются близко с концессионерами. Но когда все они вместе вытряхивают ковры, эта общая задача их объединяет.
Хуан работает в охране одного из лагерей старателей
Хуан, 30, родился в Куско:
«Я сижу на коке. Без нее у меня нет желания работать. Я жую листья с 12 лет: мои родители выращивали коку».
Хуан держит в руках листья коки
Традиция жевать коку широко распространена в Андах. Коку жуют не только чтобы подавить аппетит и бороться с усталостью, но и чтобы отдать дань уважения Матери-Земле. В Мадре-де-Диос эту традицию привезли старатели, родившиеся в горах.
Глиняная миска с дарами старателей богам: сладости, ароматизированное дерево и символические куски угля, чтобы «жечь» его; провинция Мадре-де-Диос
Иногда на золотодобыче родителям помогают дети
Рио-Малиновски
«Работать старателем-одиночкой — это потрясающе, как будто работаешь на пляже. Ну да, это изматывает, но зарабатывать-то надо, вот и продолжаешь».
Поликарпо Сайре Суйо
Дядя Кока, 72, родился в Куско

Поликарпо Сайре Суйо:
«Я приехал в Мадре-де-Диос, когда мне было 16. Родился я в Куско, в империи. В моей фамилии Суйо есть инковские корни: инки называли свою империю Тахуантинсуйо. В моём районе Паруро, рядом с Куско, традиции инков всё ещё очень сильны. Первый инка Манко Капак основал там неподалеку поселение».
Отец инков Манко Капак по легенде был сыном Инти, бога Солнца, которого символизирует золото, и Мамы Киллы, дочери Луны, которую символизирует серебро.
Поликарпо бросает песок на драгу, где он моет золото по 8–10 часов в день
Поликарпо Сайре Суйо:
«Работать старателем-одиночкой — это потрясающе, как будто работаешь на пляже. Ну да, это изматывает, но зарабатывать-то надо, вот и продолжаешь».
Сигареты старателя, провинция Мадре-де-Диос
Заброшенное поселение старателей с бочкой для смешивания ртути и золотоносного песка
Вилка старателя, провинция Мадре-де-Диос
Пуэрто-Мальдонадо
«Итак, мы в Мадре-де-Диос — в Богоматери, и ее столица называется Пуэрто-Мальдонадо, что означает „отданная плохо“. Богоматерь отдана нам плохо. Что это значит?..»
Дон Марко
66, родился в Ламбайеке
Дон Марко:
«Я начал работать ювелиром в 17 лет... Работал и в Лиме, но понял, что там слишком много конкурентов и нужно очень много денег, чтобы добиться успеха. Тогда я решил вернуться в Пуэрто-Мальдонадо, где мне спокойно и я могу расслабиться… Кстати, это вулканический камень из Арекипы, не разрушается от огня».
Ювелир дон Марко использует посуду из вулканического камня, которая выдерживает высокие температуры
Дон Марко:
«Самые популярные ювелирные изделия в Пуэрто-Мальдонадо — обручальные кольца. Здесь часто женятся… Сложной техникой я не пользуюсь. Техника вся у меня в голове».
Дон Марко делает золотое кольцо с драгоценным камнем
Молитва Пресвятой Деве Марии
с горы Кармель
на трудные времена
В тысячах трудностей
помоги мне.
От врагов души моей
упаси меня.
В ошибках моих
просветли мой ум.
С сомнениями и терзаниями моими
примири меня.
В слабости моей
укрепи меня.
Когда я отвергнут,
дай мне смелости.
В искушениях моих
защити меня.
В самые трудные часы
утешь меня.
Твоим материнским сердцем
люби меня.
Твоей великой силой
защити меня.
И когда я закончу путь, в руки твои прими меня.
Пресвятая Дева с горы Кармель,
молись за нас.
Аминь.
Они делили Вселенную на три мира: небо они называли Ханан Пача, что означает высокий мир, куда, говорили они, уходили хорошие люди, награждаемые за свои добродетели; они называли Хурин Пача этот мир зарождения и разложения, что означает низкий мир; они называли Уку Пача центр земли, что означает низкий мир там внизу, в котором, говорили они, остаются плохие, а чтобы дать ему более крепкое имя, они называли его по-другому, а именно Супайпа Васин, что значит дом дьявола. Они не понимали, что другая жизнь является духовной, а не телесной, как эта. Они говорили, что покой в высоком мире означал жить жизнью спокойной, свободной от работы и обид, которые имеют место здесь. А в противоположность этому миру жизнь низшего мира, который мы называем адом, была полна всяких болезней и страданий, забот и работы, которыми здесь мучаются без отдыха и какого-либо удовлетворения. Таким образом, они делили эту жизнь на две части: все ее радости, удовольствия и покой они отдавали тем, кто был хорошим, а страдания и работу — тем, кто был плохим.

Инка Гарсиласо де ла Вега
(1539–1616)
«История государства инков»

Все главы истории
История состоит из рассказов о трех регионах добычи золота, которые названы по имени золотоносных рек, а также о городке Пуэрто-Мальдонадо, столице перуанской провинции Мадре-де-Диос.
Made on
Tilda