За кулисами золотодобычи в Мадре-де-Диос, Перу
Быстрое золото


Андрей Гордасевич / Нильс Крауер
В принципе, к этим кадрам текст не нужен. Мне кажется, их стоит раскрывать во всю ширину самого большого из доступных вам мониторов (смотреть со смартфона — только портить впечатление) и молча, долго-долго разглядывать. Картинки затягивают в себя.

Когда доскроллите до видео (размещено ниже, в середине публикации), автоматически вступит аутентичный вой пурги. Не пугайтесь, вам достаточно проскроллить ниже — и песня пурги утихнет.
Артем Чернов (FRONT.PHOTO)
Quickgold / «Быстрое золото» — это рассказ о том, откуда берется золото, давно ставшее символом богатства, и кто занимается золотодобычей. В основе этой визуальной истории — жизнь старателей в джунглях Перу, в провинции Мадре-де-Диос, но всё рассказанное имеет и более широкий смысл. Название «Quickgold» объединяет слова «золото» (gold) и «ртуть» (quicksilver), которую используют в процессе добычи золота.

«Быстрое золото» — совместный проект российского фотографа Андрея Гордасевича и швейцарского социолога Нильса Крауера.
Фотографии не отражают реальности, тексты не описывают окружающее... Фотограф — лишь оболочка пытливого глаза.
Хулио дель Валле, профессор PUCP, Перу
Панорама золотодобычи, регион Рио-Пукири
Золото, которое известно нам в форме дорогих объектов, появляется из обычной на вид почвы и начинает блестеть, буквально стряхнув с себя грязь. Мелкие старатели производят до 20% мирового объема золота, но этот тип золотодобычи создает 90% рабочих мест для более чем 100 миллионов человек во всем мире. Как правило, мелкие старатели бедны и считаются маргиналами. Работая нелегально, они получают возможность более высокого заработка, но неконтролируемая эксплуатация природных ресурсов приводит к социальным и природным катаклизмам.
За кулисами золотодобычи мы изучаем будни старателей, их истории и обычаи. Мы не пытаемся осудить или оправдать кого-либо и полагаем, что за процессом добычи золота стоит человеческая жизнь, достойная наблюдения и понимания.
Дядя Кока (72) занимается золотодобычей с 16 лет, его пальцы не гнутся от подагры
Добыча золота — ручной труд. Отпечаток, который она оставляет на природе и людях, по сути отпечаток рук, который также может служить идентификации личности. Другая тема, связанная с идентификацией, — это тема наследия инков, в жизни которых золото играло культовую роль. В «Быстром золоте» корни цивилизации инков прослеживаются не в историческом ключе, а через отголоски этой культуры в современных людях и окружающих их объектах и природе.
 
 
 
 
Конец рабочего дня: старатели в Рио-Пукири собирают золотоносный песок, вытрясая его из ворса ковров
 
 
 
 
Конец рабочего дня: старатели в Рио-Пукири собирают золотоносный песок, вытрясая его из ворса ковров
Сознательно или нет, современные старатели продолжают эксплуатировать ту же землю, что и столетия назад. В некоторых районах Перу наследие инков почти не ощущается из-за экспансии католической церкви после прихода конкистадоров, однако лагеря старателей в провинции Мадре-де-Диос до сих пор находятся под сильным влиянием доколониальных культур. Большинство золотоискателей — мигранты из горных районов Куско и Пуно, которые в прошлом были центрами цивилизации инков. В верованиях старателей поэтому традиции инков смешиваются с католицизмом и сосуществуют с ним в форме синкретизма.
Амулет на 100 дней индульгенции, Перу, 1877
Во всех королевских домах имелись сады, в которых инка отдыхал. Там высаживались все красивые и видные деревья, цветы, пахучие и красивые растения, которые имелись в том королевстве, а по их подобию и в натуральную величину из золота и серебра изготовлялись многие деревья и другие мелкие растения со своими листьями, цветами и плодами: одни из них еще только распускались, другие наполовину созрели, другие полностью достигли своего размера. Среди этого и другого великолепия имелись поля маиса, имитированные в натуральную величину со своими листьями, початками и стеблями, со своими корнями и цветами. Также имелись малые и крупные животные, изображенные и отлитые из золота и серебра, как-то: кролики, мыши, ящерицы, змеи, бабочки, лисы, дикие коты, ибо у них не было домашних котов. Имелись и всевозможные птицы: одни сидели на деревьях, словно бы они пели, другие как бы порхали и пили нектар из цветов. Имелись олени и лани, львы и тигры и все остальные животные и птицы, которые обитали на земле, каждый экземпляр на своем месте, чтобы лучше повторить его натуральный вид. Среди прочего великолепия имелись кучи и груды наколотых дров, сделанных в натуральную величину из золота и серебра, словно бы они хранились для служебных нужд домов.

Инка Гарсиласо де ла Вега
(1539–1616)
«История государства инков»

Перуанцы называют свою страну pais minero, «страна-старатель». Добыча и обработка золота — основа жизни в провинции Мадре-де-Диос. В ее реках золото находят в виде мельчайших частиц, которые вода принесла сюда со склонов Анд в результате естественного распада. В отличие от золотых жил в горах, где золото выбивают из скальника, в долинах речной грунт размывают водой на драге, покрытой коврами. Камни отбрасываются, а в ворсе ковров собирается золотоносный песок «аренийя».
Старатели снимают ковры с драги, регион Рио-Мадре-де-Диос
Чтобы экстрагировать золото из песка, в него подмешивают ртуть, которая связывает золотые частицы и формируется в шарик-амальгаму. Затем этот ртутно-золотой шар помещается в реторту и нагревается газовой горелкой. Ртуть испаряется, а золото остается в чистом виде. За год в Мадре-де-Диос на площади около 85 тысяч квадратных километров 60 тысяч старателей добывают до 20 тонн золота. 15% золота в Перу добывается нелегальным путем, и доходы от этого вдвое превосходят доходы от наркоторговли. Из-за противоречивого законодательства в Мадре-де-Диос сегодня не может легализоваться ни один из старателей.
Все главы истории
История состоит из рассказов о трех регионах добычи золота, которые названы по имени золотоносных рек, а также о городке Пуэрто-Мальдонадо, столице перуанской провинции Мадре-де-Диос.
All Rights Reserved © Andrey Gordasevich & Nils Krauer, 2015
gordasevich@gmail.com / nils.k@gmx.ch
Made on
Tilda